Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

   Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая  тенденция. В РФ происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории, утвержден 1 сентября 2013 года, вступил в силу 01.01. 2014 г.

При разработке Стандарта учтены:

-Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

-Возможности освоения ребенком основной образовательной программы на разных этапах ее реализации.

Стандарт преследует цели:

-обеспечение государством равенства возможностей для каждого ре­бёнка в получении качественного дошкольного образования;

-обеспечение государственных гарантий уровня и качества образова­ния на основе единства обязательных требований к условиям реализации ос­новных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

-сохранение единства образовательного пространства Российской Фе­дерации относительно уровня дошкольного образования.

Решает задачи:

-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

-сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индиви­дуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъ­екта отношений с людьми, миром и самим собой;

-формирования общей культуры воспитанников, развития их нравст­венных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативно­сти, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечения вариативности и разнообразия содержания образова­тельных программ и организационных форм дошкольного образования, воз­можности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и спо­собностей воспитанников;

-формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, по­ла, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

-обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

  Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическая культура» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.

  Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических  задач:

-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

-накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями);

-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования

  Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

  Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.

 Специфические принципы, отражающие закономерности физического воспитания: непрерывности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающе - тренирующих воздействий; адекватного сбалансирования динамики нагрузок; циклического построения системы занятий; возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания.

Формы физического воспитания:

- физкультурные занятия - проводятся 3 раза в неделю, одно из них - на воздухе

- утренняя гигиеническая гимнастика - ежедневно

- физкультурные минутки - ежедневно, по 2-3 минуты;

- подвижные и спортивные игры на прогулке - в течение дня, до обеда и после сна;

- физкультурный досуг - 1 раз в месяц

- физкультурные праздники - 2 раза в год

- индивидуальные формы работы с детьми - по мере необходимости.

  ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учрежде­ния. Одним из важнейших является принцип интеграции об­разовательных областей в соответствии с их спецификой и возможно­стями.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимоза­висимости и взаимодополняемости.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы дошкольного отделения.

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимо­действия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.

СРЕДСТВА  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются:

гигиенические факторы: режим дня, занятий, сна, бодр­ствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий;

естественные силы природы(солнце, воздух, вода),

физические упражнения и др.

  Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по разному влияет на организм. Наряду с физическими упражнениями используются пляски, танцы, массаж.

В теории физического воспитания используются также специ­фические методы:

 - метод строго регламентированного упражнения

наличие твердо предписанной программы движений (техни­ка движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упраж­нения, а также нормирование интервалов отдыха и чередо­вание его с нагрузками;

создание внешних условий, облегчающих управление дей­ствиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способству­ющих выполнению учебных заданий, дозирование нагруз­ки, контроль за ее воздействием и т.д.).

 - игровой метод

 Игровой метод отражает методические особенности игры и иг­ровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает воз­можность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.

 - соревновательный метод

Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных груп­пах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесет фла­жок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позво­ляет совершенствовать движения, эффективно развивать творче­ство.

 - метод круговой тренировки.

 Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные уп­ражнения или задания, позволяющие разносторонне воздейство­вать на мышцы, различные органы и системы организма.

 Усвоению ребёнком двигательного опыта и его развитию способствуют методы обучения:

- информационно-рецептивный, который выражается во взаимосвязи совместной деятельности педагога и ребёнка. Он позволяет педагогу четко, конкретно донести знания до ребёнка, а ему – осознанно их запоминать и воспринимать.

- репродуктивный метод, реализуя который педагог продумывает систему физических упражнений, направленных на воспроизведение известных ребёнку действий, которые сформировались в результате применения информационно-рецептивного метода. Данный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать их по образцу и варьировать в разнообразных ситуациях.

- метод проблемного обучения, в основе которого лежат законы развития человеческого мышления, познавательной творческой деятельности (имитация, сюжетные п/и,  игровой образ, творч.задания).

Широко используются в системе физического воспитания об­щедидактические методы: наглядный (наглядно-слуховой), вербальный (беседы, команды, вопросы, указания, пояснения, сигналы, образный сюжетный рассказ), практический.