Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В РФ происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории, утвержден 1 сентября 2013 года, вступил в силу 01.01. 2014 г.
При разработке Стандарта учтены:
-Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
-Возможности освоения ребенком основной образовательной программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт преследует цели:
-обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
-обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Решает задачи:
-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
-сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
-формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
-обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
-формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическая культура» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями);
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Специфические принципы, отражающие закономерности физического воспитания: непрерывности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающе - тренирующих воздействий; адекватного сбалансирования динамики нагрузок; циклического построения системы занятий; возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания.
Формы физического воспитания:
- физкультурные занятия - проводятся 3 раза в неделю, одно из них - на воздухе
- утренняя гигиеническая гимнастика - ежедневно
- физкультурные минутки - ежедневно, по 2-3 минуты;
- подвижные и спортивные игры на прогулке - в течение дня, до обеда и после сна;
- физкультурный досуг - 1 раз в месяц
- физкультурные праздники - 2 раза в год
- индивидуальные формы работы с детьми - по мере необходимости.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы дошкольного отделения.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются:
гигиенические факторы: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий;
естественные силы природы(солнце, воздух, вода),
физические упражнения и др.
Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по разному влияет на организм. Наряду с физическими упражнениями используются пляски, танцы, массаж.
В теории физического воспитания используются также специфические методы:
- метод строго регламентированного упражнения
наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;
создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за ее воздействием и т.д.).
- игровой метод
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.
- соревновательный метод
Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесет флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.
- метод круговой тренировки.
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма.
Усвоению ребёнком двигательного опыта и его развитию способствуют методы обучения:
- информационно-рецептивный, который выражается во взаимосвязи совместной деятельности педагога и ребёнка. Он позволяет педагогу четко, конкретно донести знания до ребёнка, а ему – осознанно их запоминать и воспринимать.
- репродуктивный метод, реализуя который педагог продумывает систему физических упражнений, направленных на воспроизведение известных ребёнку действий, которые сформировались в результате применения информационно-рецептивного метода. Данный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать их по образцу и варьировать в разнообразных ситуациях.
- метод проблемного обучения, в основе которого лежат законы развития человеческого мышления, познавательной творческой деятельности (имитация, сюжетные п/и, игровой образ, творч.задания).
Широко используются в системе физического воспитания общедидактические методы: наглядный (наглядно-слуховой), вербальный (беседы, команды, вопросы, указания, пояснения, сигналы, образный сюжетный рассказ), практический.